г. Москва, м. "Водный стадион",
Ленинградское шоссе 58, с. 7
Интерьер Центр “Водный”, павильон 110
0

Затирка швов тротуарной плитки: что выбрать и как выполнить

Необходимость интервалов

межплиточные интервалы

Межплиточные швы должны иметь зазор – он необходим для компенсации покрытия при температурных перепадах. Необходимость интервалов заключается в обеспечении эластичности взаимодействия между собой отдельных фрагментов. Расстояние между кладочными элементами должно составлять от 3 до 7 мм.

Какие функции выполняют швы

Особенность покрытия из тротуарной плитки – наличие большого количества швов. От качества выполнения и состояния швов зависит работоспособность, долговечность и эстетика всего покрытия.

Швы между тротуарной плиткой выполняют следующие функции:

  • Обеспечивают проектное положение камней мощения в покрытии. Это особенно актуально для клинкерной или гранитной брусчатки. Ввиду того, что геометрия изделий может быть довольно разной, то с помощью швов нивелируются отклонения в размерах изделий.

Укладка клинкерной немецкой плитки Stroeher со швом 8 мм

  • Предотвращают повреждение тротуарной плитки. Укладка плитки без швов не допускается, так как это приводит к повреждению плитки в результате силовых или температурных деформаций. У вибропрессованной плитки этому также способствуют бетонные образователи швов или «русты» на боковой поверхности изделий.

Образователи швов на боковой поверхности тротуарной плитки

  • Распределяют горизонтальные усилия с нагруженных элементов на смежные. С помощью материала заполнения швов покрытие из тротуарной плитки связывается в единое целое. Например, при торможении автомобиля в работу на сдвиг включаются соседние плитки.
  • Обеспечивают водопроницаемость или непроницаемость покрытия. Это зависит от способа отведения воды: с поверхности или через дренажное основание. От того, как качественно отводится вода с тротуарной плитки, зависит ее долговечность. В противном случае, влага будет проникать в тротуарную плитку, зимой замерзать и разрушать ее.

Принципиальная схема работы водопроницаемой затирки и дренажного основания

  • Выполняют эстетическую функцию. С помощью цвета шва можно добиваться различных визуальных эффектов, подчеркнуть геометрию плитки. Правильно выполненные швы предотвращают рост сорняков. Существуют и «зеленые швы» со специально посаженным газоном.

Декоративные "зеленые" швы в тротуарной плитке

Какую затирку купить

Для того чтобы правильно выбрать затирку тротуарной плитки, необходимо ответить на три вопроса. 

  1. Какой у вас материал? 
  • Клинкер, гранит, природный камень. Для данных материалов можно использовать затирки на основе цементных или полимерных вяжущих. Также для заполнения швов применяют несвязные материалы: мытый речной или кварцевый песок.
  • Бетонная тротуарная плитка. Производители вибропрессованной тротуарной плитки рекомендуют использовать мытый или стабилизированный песок. Как вариант, использование кварцевого песка или мелкого гранитного отсева.

Просыпка швов бетонной тротуарной плитки кварцевым песком

ВНИМАНИЕ!

Ввиду того, что поверхность бетонной тротуарной плитки пористая, использовать затирки или смеси на основе цемента категорически нельзя. Это очень распространенная ошибка.  Легко запачкать цветную тротуарную плитку и невозможно отмыть затвердевший в порах цемент.

Загрязнение лицевой поверхности тротуарной плитки цементом

  1. Как отводится вода с покрытия?
  • Через дренажное основание. В таком случае используют водопроницаемую затирку. Например, трехкомпонентный водопроницаемый раствор на основе синтетического связующего PFL немецкого бренда Quick Mix или отечественный аналог – двухкомпонентный раствор Rod Stone - Шов фильтр компании Perel.

Применение водопроницаемого раствора для затирки клинкерной мозаики

  • С поверхности мощения. Тогда используют водонепроницаемую затирку. Например, раствор на основе трассовых и цементных вяжущих для заполнения швов PFN Quick Mix или водонепроницаемый, самоуплотняющийся раствор Rod Stone - Шов литой от Perel.
  1. Какие планируются нагрузки на покрытие?
  • Пешеходные нагрузки. Прочность шва на сжатие менее 15 - 20 МПа.
  • Нагрузки от транспорта. Прочность шва на сжатие не менее 15 - 20 МПа.

Зачем нужно заделывать швы?

порядок работ при затирке швов

Плитка укладывается на песчаную подушку, и внешние факторы могут стать причиной ее разрушения. Поэтому межплиточные швы необходимо подвергать заделке (фугованию) – водостойкая затирка станет дополнительным скрепляющим элементом, сохраняющим целостность мощения. Кроме этого, разрушение покрытия приводит к появлению трещин и портит внешний вид плитки.

К разрушающим факторам относятся:

  •  вода;
  •  сорная трава;
  •  вибрирующие земные толчки.

Вода

попадание влаги на тротуарную плитку

Попадая в шов, дожди и талая вода размывают песчаное основание, подтапливая его. Это приводит к рассыханию укладки, задерживанию влаги в песчаной подушке. Поскольку основание для укладки плитки чаще всего бетонное, то влага, проникая в поры монолитной конструкции, при низких температурах превращается в лед и, расширяясь, разрушает и основание, и плитку.

Мусор

трава в межплиточных швах

Он является вторым негативным фактором, разрушающе воздействующим на дорожки. Семена растений, попадая в межплиточные швы, прорастают, корни могут приподнять отдельные фрагменты мощения и испортить его внешний вид. Скапливающийся мусор загнивает, привлекает насекомых и птиц, что также приводит к разрушению покрытия.

Вибрация

В результате земных толчков плохо скрепленные фрагменты тротуарного покрытия растрескиваются. К разрушению может привести и езда автомобиля – вибрация, воздействуя на плитку, способствует отклеиванию ее от основания. Зазоры могут расшириться, фрагменты плитки разойдутся и дорожки станут непригодными к ходьбе.

Необходимые материалы и инструмент

Материал для затирки должен отвечать главному требованию – быть водонепроницаемым. Затирочные составы могут быть сыпучими (сухими) и готовыми.

К ним относятся:

  •  полимерные смеси;
  •  шпатлевка и грунтовка;
  •  цементно-песчаная смесь;
  •  речной песок.

Полимерные смеси делят на сухие и растворы. Первые – сыпучие, их необходимо замешивать непосредственно перед применением. Вторые – готовые растворы, их используют сразу. Полимерные компоненты, входящие в состав заделки, придают покрытию дополнительную прочность, затирка для брусчатки является износостойкой, морозостойкой и водоотталкивающей. При нанесении таких смесей на покрытии не остается пятен. Однако наряду с качеством заделки имеется и минус – высокая стоимость.

Шпатлевка, смешанная с грунтовкой до сметанообразной консистенции, будет дешевле полимерной затирки, но для цветной плитки ее использовать не рекомендуется, поскольку со временем такая затирка потеряет свой вид и потускнеет.

Цементно-песчаная смесь – еще один вариант шпатлевки. Однако специалисты не рекомендуют замазывать швы таким составом у цветной плитки, т.к. смесь необходимо пролить водой после просыпания, а сделать это аккуратно получается не у всех. Поэтому такую затирку желательно применять для заделки швов тротуарной плитки серого цвета.

Речной песок – бюджетный вариант заделки швов, однако его использование требует постоянного внимания. Песок без дополнительного укрепления со временем вымывается из зазоров, выветривается, поэтому придется следить за его уровнем и при необходимости время от времени подсыпать.

инструментов для затирки

В набор инструментов для затирки должны входить:

  •  резиновый шпатель (узкий и широкий);
  •  сито для просеивания песка;
  •  лопата;
  •  веник или тряпка;
  •  емкость для смеси;
  •  ведро или шланг;
  •  бетономешалка.

План работы (пошаговая инструкция)

Перед тем как приступить к затирке, обязательно нужно очистить швы от мусора и проверить, как держится сама плитка. Чтобы приступить к заделыванию швов должна быть хорошая погода. Нельзя приступать если прошёл дождь или снег. Работу нужно проводить, только когда плитка хорошо высохла.

Одним из часто используемых методов является засыпка сухой смесью. Она осуществляется следующим образом:

  • Во-первых, нужно приготовить сухую смесь для швов. Вам потребуется песок и цемент;
  • Во-вторых, делаете цементный раствор. Для этого нужно воспользоваться бетономешалкой. Затем эту смесь помещают в швы. После чего нужно подождать пять дней, чтоб затирка хорошо высохла;
  • В-третьих, делаем шпаклевку с грунтовкой.

Некоторые мастера замазывают швы с помощью герметика или плиточного клея.

Заделка сухой смесью

заделка швов сухой смесью

Сухую смесь можно приготовить самостоятельно: для этой цели используется мелкозернистый песок и цемент марок М400 или М500. Этапы приготовления:

  1. Перед смешиванием песок необходимо просеять через сито, чтобы отсеять фракцию крупнее 0,2 мм.
  2. Цементно-песчаная смесь готовится в пропорции 1:5 (цемент-песок) для цемента марки М400 и 1:6 для марки М500.
  3. После тщательного перемешивания затирку просыпают в межплиточные зазоры, остатки, рассыпанные на плитку, сметают веником туда же.
  4. После заполнения швы аккуратно проливают водой.

Намокшая затирка схватывается через 3-4 дня. Поскольку она проседает за это время, швы необходимо просыпать заново.

Заделка цементным раствором

заделка швов цементным раствором

Песок тоже необходимо просеять. Для раствора используется цемент марок М400 и М500, а пропорции приготовления раствора следующие: 1:3 (цемент-песок) для марки М400 и 1:4 для марки М500.

После смешивания добавляется вода – ее количество регулируется так, чтобы раствор в результате напоминал по консистенции густую сметану. Раствор приготавливается в бетономешалке. Готовую цементно-песчаную смесь разливают в зазоры и выравнивают шпателем – чем скорее производится заделка швов, тем легче удаляются остатки загрязнений с поверхности тротуарной плитки.

Через 5 дней, когда затирка схватится, нужно проверить, дал ли раствор усадку. При необходимости заделку швов можно повторить.

Шпатлевка с грунтовкой

Смесь готовится и используется так:

  1. Затирка замешивается до консистенции жидкой сметаны.
  2. Полученной смесью (фугой) заполняют швы при помощи строительного шприца таким образом, чтобы заполнитель выступал над поверхностью покрытия на 1 мм. Готовое покрытие оставляют сохнуть в течение суток.
  3. Заливку следует выполнять тщательно, аккуратно – впоследствии загрязнения с поверхности покрытия удалить будет трудно.

Минус применения такой затирки – плохая устойчивость к высоким и низким температурам: заделка может плавиться при +40°C и выше и разрушаться при -35°C.

Полезные советы

При заделке швов тротуарной плитки можно прибегнуть к следующим советам:

  1. Чтобы проверить, застыл ли раствор, на который посадили плитку, в труднодоступных местах, можно просунуть в зазор бумагу. Если она отсырела, раствор еще не схватился, и затирку швов придется отложить.
  2. При заделывании швов у покрытия из керамики, бетона и других материалов с мелкопористой структурой рекомендуется использовать сухую смесь, а для мрамора и гранита лучше выбрать цементный раствор.
  3. При приготовлении сухой смеси из цемента и песка сначала рекомендуется засыпать половину песка, следом за ним – цемент и сверху досыпать оставшийся песок. Это поможет перемешать состав лучше и тщательнее, к тому же так можно снизить количество цементной пыли. После этого смесь можно разводить водой.
  4. Для повышения качества цементно-песчаного раствора в сухую смесь рекомендуется добавлять пластификаторы – они увеличат силу схватывания затирки. Вместо добавок можно использовать жидкое моющее средство. При этом раствор замешивается погуще.
  5. Основной объем остатков цементного раствора следует убирать с покрытия сразу, однако окончательное удаление затирки можно произвести через несколько часов после заделки межплиточных швов при помощи сухой ветоши.
  6. При использовании затирки белого цвета для цветной плитки можно подобрать красящий пигмент в тон покрытию.

Если заделка швов проведена тщательно и аккуратно, то тротуарная плитка прослужит долгое время.

Источники:

Полный каталог затирок

Похожие записи (3)
г.Москва, м. "Водный стадион", Ленинградское шоссе 58, с. 7 Интерьер Центр “Водный”, павильон 110